Достижения

Томские ученые открыли уникальный природный антибиотик

23 сентября 2020, 11:15
23 сентября 2020, 11:15 — Регповестка

Ученые Тюменского государственного университета (ТюмГУ) совместно с российскими коллегами открыли универсальный природный антибиотик, позволяющий преодолеть устойчивость патогенов к лекарственным препаратам. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на результаты исследования, опубликованные в журнале Applied Biochemistry and Microbiology.

Найденное вещество, уверены авторы, поможет эффективно бороться с большинством инфекционных заболеваний человека и животных, вызванных бактериями и грибами.

Исследователям из ТюмГУ удалось впервые в мире продемонстрировать уникальную способность пептида эмерициллипсина А, выделяемого из алкалофильного мицеллиального гриба Emericellopsis alkalina. По словам экспертов, вещество подавляет у бактерий способность к образованию биопленок, благодаря чему устойчивость этих патогенов к антибиотикам сходит на нет.

«Эмерициллипсин А действует на эукариоты и прокариоты за счет разных молекулярных механизмов. Эукариоты — грибы и опухолевые клетки — погибают за счет разрушения пептидом их клеточной мембраны, а вирулентность прокариот подавляется за счет предотвращения образования биопленок», — приводит информагентство пояснения старшего научного сотрудника лаборатории антимикробной резистентности X-BIO ТюмГУ Евгения Рогожина.

По словам ученых, среди патологий, с которыми позволит бороться эмерициллипсин А, — опухоли, а также всевозможные бактериальные и грибковые инфекции.

При этом эмерициллипсин А может быть в дальнейшем использован и как самостоятельное лечебное средство, и как элемент комплексных препаратов. Терапия может осуществляться либо через инъекции, либо местно — путем прямой обработки пораженных тканей.

Исследование проводилось в тесном сотрудничестве с коллегами из Научно-исследовательского института по изысканию новых антибиотиков им. Г.Ф. Гаузе, Центрального научно-исследовательского института эпидемиологии Роспотребнадзора и Института биоорганической химии им. М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН.

Коллектив ученых планирует перейти от работы с клеточными моделями к лабораторным испытаниям препарата.

Ранее сообщалось, что тульские ученые создали уникальные импланты, схожие с костью человека.